Прием звонков

Пн-Пт: 9:00 - 17:00

Сб: Выходной

Вс: Выходной

Выбор Преобразователи частоты. Основы выбора и подбора частотники для электродвигателя


Все многообразие применения в современном производстве, строительстве, и жизнедеятельности человека электродвигателей сложно оценить.   Количество самого распространённого  - асинхронного двигателя доходит до 70-80 % от общего числа электроприводов в целом. 

Асинхронный двигатель обладает рядом положительных сторон - простотой изготовления, относительной дешевизной, высокими эксплуатационными параметрами, при отсутствии необходимости в регулировании оборотов – «прямое включение в сеть» что в целом и дало такое широкое распространение данных двигателей. 

Однако есть у асинхронного двигателя и ряд технических ограничений – малый пусковой момент, значительные пусковые токи (порядка 7In, до 12In при тяжелых условиях пуска), технические сложности с регулировкой скорости вращения.

Всех выше перечисленных «болезней» асинхронного привода возможно избежать, питая привод от частотного преобразователя. Современная номенклатура преобразователей перекрывает весь модельный ряд асинхронных двигателей (от 0,18 кВт до 630 кВт 0,4 кВ).

При этом выбор частотного преобразователя как, казалось бы, из простой задачи для проектировщика, может превратится в сложную практически неразрешимую задачу, если не учитывать ряд нюансов на этапе выбора частотного преобразователя.

Идеальным вариантом выбора преобразователя является применение специализированного софта (аналог ПО SIEMENS «SIZER») Данный софт сводит к минимуму ошибки при выборе ЧП, при этом проектант должен обладать огромной базой знаний, и целым списком параметров работы каждого конкретного привода от Заказчика (что в ряде случаев сам Заказчик дать не может).


Поэтому перед инженером или проектантом стоит задача, решение которой в целом ложится на его плечи, и процент неточности (погрешности) можно свести к минимуму, зная базовые характеристики привода.

Ставя перед собой задачу выбора частотного преобразователя первым делом нужно определится с конкретной задачей, для которой будет предназначен данный привод (вентиляция, компрессор, подъемно-крановое хозяйство, мешалки, дробилки и т.д.) Зная тип нагрузки можно условно определить «легкий» или «тяжелый» пуск у данного двигателя. (условно «легкий» или «нормальный» пуск – пуск до 3 сек, и ограничение тока до200% In, «тяжелый» и «особо тяжелый» пуск – пуск от 20 до 40 сек, и ограничение тока на время запуска до 350% от In) Зная данный параметр можно определить необходимость перегрузочной способности по току у частотного преобразователя, которая как правило, достигает 150% и дается на 60 сек и 3-5 сек, достигая величины 200 %

Исходя из мощности электропривода для начала можно косвенно определить номинальную мощность необходимого частотного преобразователя (мощность преобразователя должна быть равна, а в некоторых случаях и на ступень выше мощности самого привода). Основным критерием при выборе преобразователя является ток потребляемый двигателем. По международным правилам мощность, указанная на шильдике двигателя – эта паспортная мощность, развиваемая двигателем на валу, а не электрическая мощность, потребляемая из сети.

Необходимо обращать внимание на КПД самого двигателя его соs φ. Потребляемая суммарная мощность будет всегда выше мощности на валу, за счет потерь, и суммы потребления активной и реактивной энергий.

При подборе преобразователя возможен случай когда по мощности подбор возможен, а по току параметр не проходит, допускается выбор частотного преобразователя на ступень выше. Выбор преобразователя на несколько порядков выше чреват случаем, когда двигатель выйдет на рабочий режим, но защиты по току не будут обеспеченны, так как для более мощного преобразователя слаботочная нагрузка не будет индикатором перегрузки, заклинивая, холостого хода и т.д. Для двигателей мощностью от 0,18 до 3 кВт включительно, возможно выбрать одно или трехфазный частотный преобразователь по питанию от сети.

Особо следует уделять внимание на необходимость поддержания постоянного момента, или точности позиционирования (важно в краново – лифтовом хозяйстве) поддержание постоянного момента на низких скоростях (начиная с 0 и до 5-7 Гц) И тут на первый план выходит метод работы (управления) частотного преобразователя – векторный или скалярный. Практически все насосы, вентиляторы компрессоры не требуют особо точного поддержания момента (более важна частота вращения двигателя) нет необходимости поддерживать постоянные обороты на низких частотах (порядка 10-15Гц) Для всех этих задач подойдут частотные преобразователи скалярного метода регулирования.


Для более точного позиционирования, поддержания постоянного момента, или заданной скорости, с возможностью подключения энкодеров и т.д. необходимо выбирать преобразователи со скалярным принципом управления.

Выбор дополнительных аксессуаров так же требует внимательного и всестороннего изучения. Ряд опций не включается в базовую поставку преобразователя дабы не увеличивать без надобности стоимость преобразователя.

Такие опции как тормозной модуль заказывают только при необходимости быстрой остановки больших маховых масс, модуль подключения к промышленным сетям (PROFIBUS, MODBUS, Profinet, EtherNet, CAN и т.д.) Наличие установленной или выносной панели управления (базовой или с расширенным функциями), плата расширения входов-выходов (как цифровых, так и дискретных)

Все перечисленное позволит инженеру или проектанту зная минимальный набор исходных данных, при выборе частотного преобразователя свети к минимуму возможные неточности, и правильно подобрать преобразователь с необходимыми функциональными опциями для реализации всех запросов Заказчика.